на главную

Новичкам

Инструкция, с чего начать!

Новичкам


автор: Дмитрий Козлов

Хочется помочь тем людям, кому покажется наше хобби интересным. Для этого надо дать им некоторую информацию к размышлению, полезные советы. Самые правильные советы дал наш уважаемый админ сайта, которого можно услышать на форуме под ником Speed:

Совет 1: Прийти в клуб на тренировку!
Совет 2: Купить машину для соревнований, посоветовашись с нами!
Совет 3: Приходить гоняться! :) Больше советов нет.

Для тех, кому эти советы показались непонятными, я решил быстренько написать маленькую статейку-FAQ в форме вопросов-ответов. Если свой вопрос вы не нашли в этой статейке — значит либо этот вопрос совершенно не важный, либо вы не новичок.

Итак: «Вопросы, которые должны задавать новички, но не всегда задают»

— Автогонки — это моя давняя мечта! Можно к вам?
— Конечно можно! Но сначала надо дочитать эту статью и понять, о чем здесь идет речь.

— Хочу попробовать! А что для этого надо?
— Совсем немного:

1. Сама машина.
2. Аппаратура управления — пульт управления, приемник, рулевая машинка («серва»), регулятор скорости («спид-контроллер»).
3. Аккумуляторы — несколько штук.
4. Зарядное устройство для аккумуляторов.

Ко всему этому приходится добавлять некоторую кучку запчастей и инструмента для ремонта и обслуживания.

— А я уже купил готовую машину в отделе игрушек или на рынке.
— Поздравляем! На ней можно целую неделю кружить по квартире. Но становится скучно, хочется найти единомышленников, на людей посмотреть, себя показать. Для этого мы и собираемся в Клубе. Каждую пятницу у нас проходят соревнования (этап). Сумма этапов составляет Чемпионат, победитель которого определяется по количеству очков, набранных на этапах, и пользуется безмерным почетом и уважением в Клубе.

А теперь о грустном. Можно прийти в Клуб со своей игрушечной машинкой только для того, чтобы убедиться в следующем:

— Так как же быть?
— Дабы почувствовать не горечь по разбитой машине, а радость увлекательного хобби, надо послушать что скажут умудренные опытом. А говорят они все одно и то же: — Ездить в Клубе получится только на «нормальных» машинах, а не игрушечных. С хорошей аппаратурой. С правильными аккумуляторами и соответствующим зарядником. А далее чуть подробнее.

— «Нормальная» машина, это та, которая и вправду рассчитана на соответствующую жесткую эксплуатацию. Там будет возможность поставить правильный мотор, туда поместятся разрешенные правилами аккумуляторы, она не будет ломаться при первом же ударе в отбойник. Даже если что-то и удалось сломать (это бывает), на нее доступны в продаже отдельные запасные части. Самой распространенной (для начинающих) в нашем клубе стала модель Tamiya TT-01. Вот ее и следует иметь в виду. Предпочтительнее всего начинать именно с нее, хотя могут быть и другие альтернативы. Но об этом — в другом месте.

— Что такое «хорошая аппаратура»? Это такая аппаратура, которая позволит уверенно держать связь с машиной в условиях нашего зала. И здесь кроется небольшая засада. Увидев недорогую аппаратуру на глаз нельзя сказать, насколько она хороша. Надо проверять в деле. Либо покупать такую модель, которая уже проверена и имеет твердую репутацию (положительную!).

— Без аккумуляторов машинка не поедет. Богатство выбора может запутать начинающего. Начнем с самых старых. Это Никель-Кадмиевые (NiCd) аккумуляторы. Они имеют невысокую емкость (до 2200 мА/ч), допускают безобразное отношение к себе и имеют смешную стоимость. Бывшие в употреблении аккумуляторы можно взять либо задаром, либо по символической цене в 100 рублей. Не вздумайте покупать их дороже, даже новые! Конечно, они неконкурентноспособны, чемпионом на них не стать. Зато они не пробьют дыру в кармане и позволят начать ездить. Для полноценного катания всю пятницу потребуется от трех до пяти аккумуляторов. Для неполноценного — хватит и двух.

Далее идут Никель-Металогидридные (NiMh) аккумуляторы. Емкость от 3300 до 4800 мА/ч. Аккумуляторы 3300 производства GP очень живучи. Только слишком тяжелые. Имеют ряд тонкостей в эксплуатации, о чем лучше расспрашивать бывалых, а я здесь писать не буду. Добавлю, что купить б/у аккумуляторы можно по цене 100-200 рублей. Покупать новые аккумуляторы в магазине — деньги на ветер. Их потребуется, так же как и кадмиевых, от трех до пяти штук.

А на вершине нашего хит-парада сейчас Литий-Полимерные (LiPo) аккумуляторы. Они весьма емкие (от 3300 мА/ч) и очень легкие. С ними легко и приятно обращаться, но тоже есть куча тонкостей, о которых лучше спрашивать старших товарищей либо рыться в просторах Интернета. Имеют они один недостаток — стоят денег. Хотя и далеко не тех, которые совсем недавно мы отдавали за МеталлГидриды. Но ориентироваться надо на цифру около 1500-2000 рублей за аккумулятор. Зато и надо их две или три штуки для комфортного катания. Осталось осветить вопрос с зарядниками. Тут дело темное. «Нормальные» люди обычно имели дело только с простыми «медленными» неинтеллектуальными зарядниками, которые заряжают аккумулятор от 2 до 12 часов.

А нам надо быстро. Конечно, можно зарядить дома, не спеша, 5 аккумуляторов и прийти с ними. А можно пользоваться специальными «быстрыми» зарядниками и заряжаться по мере необходимости за 30-60 минут. Только такие зарядники опять же стоят денег. С зарядниками для кадмиевых и гидридных аккумуляторов опять же есть два пути: купить новый или поискать б/у. Перед покупкой советую проконсультироваться у старших товарищей. Предпочтения отдавайте самым дешевым вариантам просто потому, что тратить деньги на такие зарядники не стоит, будь они хоть неимоверно круты. Ведь все равно очень скоро (может быть) пересядите на Литий-Полимеры, а для них, скорее всего, потребуется другой зарядник. Хотя есть модели, которые заряжают все что угодно, но стоят они не гуманно.

Литий-Полимерные аккумуляторы надо заряжать только соответствующими зарядниками, а иначе беды не миновать. Вообще по аккумулятором следует дополнительно порыться в Интернете. Если я начну писать об всяких особенностях аккумуляторов и зарядников (а я на это мастер), то никогда не закончу эту статью. Только еще одно отступление. Как правило, нормальный зарядник сам не втыкается в розетку. К нему еще дополнительно нужен блок питания, способный выдать нужное напряжение и ток. И здесь есть тоже разные варианты. Купить фирменное — безумно дорого. Купить что-то подходящее — заметно дешевле. А можно сделать самому!

— Осталось добавить что ко всему вышеперечисленному (машинка, аппаратура, аккумуляторы и зарядник) потребуются кое-какие инструменты для мелкого ремонта и обслуживания, какой-то набор запчастей (новички любят ломать машины, хотя и чемпионы не прочь разбиться), и большая сумка для всего этого добра.

Hudy

— Как сложно! А можно купить все одним набором?
— Можно! Японцы придумали для таких случаев наборы RTR (Ready To Run). Для ленивых или несмелых. И вроде как не дорого, для шасси такого класса. В комплекте идет самая простецкая аппаратура. Опыт показал, фукционирует она вполне приемлемо (хотя лучше сказать она имеет ряд функциональных упрощений), но  многократно лучше безымянных китайских поделок.
RTR Tamiya TT-01

— И сколько этот RTR стоит?
— В наших (Новосибирских) магазинах этого нет. Искать в Москве — не самое подходящее решение по деньгам и надежности. Остается вариант заказа через Интернет, хоть и долго и боязно по-первой. Ориентируйтесь на сумму ~$200-250 + доставка $50-70

— А если покупать все раздельно, но того качества, которое советуют бывалые перцы?
— Пожалуйста, вот список:

— Круто! А я вот нарыл в Интернете такууую тачку! «Болуянг-ФА007»! (название вымышлено, не пытайтесь искать его в продаже!). Смотрится в сто раз круче ТТшки, в комплекте идет подсветка днища и стоп-сигналы. На их сайте написано что производитель — самый крупный в провинции Сычуань, год гарантии, бесплатная доставка. И дешевле на $10.
— На такие вопросы хочется написать: «Ха-Ха-Ха!» Увы, подсведка днища и стоп-сигналы не дают никакого преимущества в гонке, а оплачивать приходится. Но надо быть серьезным и дать развернутый ответ устами (руками?) признанного нашего авторитета ZMZ, ему слово:

«... главное попадалово — на запчасти. Уровень этой телеги может чуть выше чем у ТТ-01, но пока учишься азам руления, это и не важно.
На ТТшку запчасти достать проще, но самое главное — они есть у постоянных визитеров клуба, то есть, если что-то сломается на трассе у нас, тебе не придется посылку ждать с деталюшками 2 недели (за это время все желание кататься может зачахнуть), а скорее всего прямо на месте и помогут.
Ну а потом всегда можно купить что-то поинтереснее, но это уже когда придет понимание — надо оно тебе вообще или нет.»

— Тогда какие есть варианты сэкономить?
— Очень простой вариант — купить бывшее в употреблении. Кто-то бросает это хобби, потому что нет времени и сил, кто-то покупает новое и крутое профессиональное оборудование. Конечно, теоретически есть вариант нарваться на заезженный хлам, но на то и даны глаза (что бы смотреть) и уши (что бы слушать). В пол-цены продаются совершенно исправные шасси. Сильно езженные — за четверть. Но надо сразу оценить стоимость и возможность их восстановления до приемлемого уровня. Можно присмотреть и не простенькую ТТ-01, а что-то покруче, только для новичков этот вариант нежелателен, нужен серьезный склад запчастей. Аналогичная ситуация с аппаратурой. При этом, покупая аппаратуру с рук, появляется возможность договориться с продавцом о какой-либо гарантии, проверить аппаратуру в действии в реальных условиях, а не в магазине. Хуже с аккумуляторами. Липошки в пол-цены никто еще не продает. Зато кадмиевых и гидридных батарей полно по бросовым ценам. Но надо параллельно решать вопрос с зарядником, чтобы не тратить впустую деньги на новый.

— И что дальше?
— Вообще-то сейчас надо было задать вопрос: «Так с чего же начать?» А начинать надо с того, что перечитав наш сайтик, посмотрев еще на других сайтах полезную информацию, надо прийти к нам в клуб и посмотреть. Познакомиться. Напоминаем, что собираемся мы почти каждую пятницу, сверяйтесь с расписанием! Здесь есть схема проезда к нам в клуб. Дополнительные вопросы можно задать на форуме.
Если после первого знакомства появилось желание к нам присоединиться, то это хороший повод отправиться опять же на форум и узнать кто и что там продает. Еще лучше — сделать то же самое в очередной визит в пятницу и огласить свои планы. Дело в том, что не все следят за форумом или выставляют на продажу свое имущество. Может возникнуть неожиданное море предложений! Все зависит от бюджета. Доверьтесь кому-либо из «старичков» (поверьте, это все достойнейшие и уважаемые личности) и соберите работоспособный комплект. Частенько вместе со старым шасси отдается кучка запчастей и старых корпусов. Это все хозяйство нужно вместе соединить, причесать, облизать и можно в бой!

Новичкам

— Это все?
— Нет. Наш клуб — добровольное объединение. Ппостоянные члены клуба обязаны платить членские взносы. На сегодняшний момент система следующая: Если оплачиваешь разовое посещение — то за одно посещение 300 рублей. Месячный абонемент — 1000 рублей. О скидках военнослужащим, школьникам и студентам можно договориться отдельно. Месяц начинается с первого числа, может в нем будет лишь три пятницы, а может и пять. Если нет денег на взносы — то лучше не приходить.
Кроме того, членам клуба приходится участвовать в обязательной процедуре выкладывания и собирания трассы (что значит эта фраза — вы узнаете при первом полноценном посещении).

— Какие затраты еще меня ждут?
— Денег потратить можно море! Были бы деньги. Но, может быть, деньги придется тратить на следующее:

— Колеса (резина и диски). Это вроде как расходный материал. Но на малых скоростях она снашивается не сильно и вполне может хватить одного комплекта на год катания.
— Кузова. Да, та красивая скорлупка, на которую в первую очередь смотрят новички, и степень крутизны машины оценивают по модели и красоте раскраски которой — является банальным и часто сменяемым расходником. Его задача — прикрывать шасси от внешних неурядиц. Разбивается он быстро. В неопытных руках — очень быстро. Не вздумайте надевать новый кузов, не научившись сносно рулить. Возьмите старый, попросите у старших.
— Дополнительные батарейки. Покатайтесь месяц-два, созрейте для дополнительных аккумуляторов либо перехода на Литий-Полимеры.

— Я подумаю. Уточните распорядок гонок.
— Наш «гоночный викэнд» начинается в пятницу в 17-00 и заканчивается после 22-00. Это довольно поздно. Многие члены клуба приезжают на своих авто в масштабе 1:1, поэтому могут вечером подбросить хотя бы до метро.

Обязательно смотрите расписание соревнований!

Технические требования к моделям

Любое шасси в масштабе 1:10, любая АКБ с напряжением 7.2-7.4В. Двигатель только 540 тип (в народе «шелезяка», к примеру тот что идет по умолчанию в Tamiya TT-01). Ограничение по весу: не менее 1300 грамм в боевом состоянии для шасси Tamiya TT-01 и 1350 грамм для всех остальных типов шасси. Время гонки 7 минут.

Клубные соревнования

 

Copyright © 1998–2009 rc54.ru. All rights reserved. Форум
Клуб радиоуправляемых автогонок.